Спагетти-код — плохо спроектированная, слабо структурированная, запутанная и трудная для понимания программа, особенно содержащая много операторов GOTO (особенно переходов назад), исключений и других конструкций, ухудшающих структурированность[1]. Самый распространённый антипаттерн программирования.
Спагетти-код назван так, потому что ход выполнения программы похож на миску спагетти, то есть извилистый и запутанный. Иногда называется «кенгуру-код» (kangaroo code) из-за множества инструкций jump.
В настоящее время термин применяется не только к случаям злоупотребления GOTO, но и к любому «многосвязному» коду, в котором один и тот же небольшой фрагмент исполняется в большом количестве различных ситуаций и выполняет очень много различных логических функций.
Спагетти-код обычно возникает: от неопытности разработчиков; от серьёзного прессинга по срокам, как установленного руководством (например, в принятой в компании системе мотивации на работу быстрее), так и установленного разработчиком самому себе (желание все сделать наиболее быстрым способом).
Спагетти-код может быть отлажен и работать правильно и с высокой производительностью, но он крайне сложен в сопровождении и развитии. Правка спагетти для добавления новой функциональности иногда несет такой огромный потенциал внесения новых ошибок, что рефакторинг (главное лекарство от спагетти) становится неизбежным.
Ниже приводится пример спагетти-кода на Бейсике, выполняющего простое действие — печать чисел от 1 до 10 и их квадратов. Реальные примеры спагетти-кода гораздо более сложные и создают большие проблемы при сопровождении программ. 10 i = 0 20 i = i + 1 30 if i <= 10 then goto 70 40 if i > 10 then goto 50 50 print "Программа завершена." 60 end 70 print i; " квадрат = "; i * i 80 goto 20
Тот же код, написанный в стиле структурного программирования: for i = 1 to 10 print i; " квадрат = "; i * i next i print "Программа завершена."
Тот же код в функциональном стиле с использованием метода итерации, написанный на языке Ruby: (1..10).each {|i| puts "#{i}\t квадрат = #{i**2}"} puts "Программа завершена."
По аналогии со «спагетти-кодом» программисты придумали ещё несколько понятий, пока не общепринятых. Пахлава-код или лазанья-код — код, в котором слишком много (для данной задачи) слоёв абстракции Катамари-код — код, некогда чистый, но в процессе развития облеплявшийся функциональностью, как «катамари» из игры для Playstation.