JavaScript (/ˈdʒɑːvɑːˌskrɪpt/; аббр. JS) — прототипно-ориентированный сценарный язык программирования. Является реализацией языка ECMAScript (стандарт ECMA-262[).
JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.
Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.
На JavaScript оказали влияние многие языки, при разработке была цель сделать язык похожим на Java, но при этом лёгким для использования непрограммистами. Языком JavaScript не владеет какая-либо компания или организация, что отличает его от ряда языков программирования, используемых в веб-разработке[~ 1][].
Название «JavaScript» является зарегистрированным товарным знаком компании Oracle Corporation[].
JavaScript является объектно-ориентированным языком, но используемое в языке прототипирование обуславливает отличия в работе с объектами по сравнению с традиционными класс-ориентированными языками. Кроме того, JavaScript имеет ряд свойств, присущих функциональным языкам — функции как объекты первого класса, объекты как списки, карринг, анонимные функции, замыкания — что придаёт языку дополнительную гибкость.
Несмотря на схожий с Си синтаксис, JavaScript по сравнению с языком Си имеет коренные отличия: объекты, с возможностью интроспекции; функции как объекты первого класса; автоматическое приведение типов; автоматическая Сборка мусора; анонимные функции.
В языке отсутствуют такие полезные вещи[, как: модульная система: JavaScript не предоставляет возможности управлять зависимостями и изоляцией областей видимости; стандартная библиотека: в частности, отсутствует интерфейс программирования приложений по работе с файловой системой, управлению потоками ввода-вывода, базовых типов для бинарных данных; стандартные интерфейсы к веб-серверам и базам данных; система управления пакетами[~ ], которая бы отслеживала зависимости и автоматически устанавливала их.
Синтаксис языка JavaScript во многом напоминает синтаксис Си и Java, семантически же язык гораздо ближе к Self, Smalltalk или даже Лиспу[[Спецификация 2].
В JavaScript: все идентификаторы регистрозависимы, в названиях переменных можно использовать буквы, подчёркивание, символ доллара, арабские цифры, названия переменных не могут начинаться с цифры, для оформления однострочных комментариев используются //, многострочные и внутристрочные комментарии начинаются с /* и заканчиваются */.
Структурно JavaScript можно представить в виде объединения трёх чётко различимых друг от друга частей[]: ядро (ECMAScript), объектная модель браузера (Browser Object Model или BOM (en)), объектная модель документа (Document Object Model или DOM).
Если рассматривать JavaScript в отличных от браузера окружениях, то объектная модель браузера и объектная модель документа могут не поддерживаться].
Объектную модель документа иногда рассматривают как отдельную от JavaScript сущность[][Спецификация 3], что согласуется с определением DOM как независимого от языка интерфейса документа[][~ 3]. В противоположность этому ряд авторов находят BOM и DOM тесно взаимосвязанными[].
ECMAScript не является браузерным языком и в нём не определяются методы ввода и вывода информации[. Это, скорее, основа для построения скриптовых языков. Спецификация ECMAScript описывает типы данных, инструкции, ключевые и зарезервированные слова, операторы, объекты, регулярные выражения, не ограничивая авторов производных языков в расширении их новыми составляющими.
Объектная модель браузера — браузер-специфичная часть языка[], являющаяся прослойкой между ядром и объектной моделью документа[. Основное предназначение объектной модели браузера — управление окнами браузера и обеспечение их взаимодействия. Каждое из окон браузера представляется объектом window, центральным объектом DOM. Объектная модель браузера на данный момент не стандартизирована[], однако спецификация находится в разработке WHATWG[[Спецификация 4] и W3C[][Спецификация 5].
Помимо управления окнами, в рамках объектной модели браузера, браузерами обычно обеспечивается поддержка следующих сущностей[]: управление фреймами, поддержка задержки в исполнении кода и зацикливания с задержкой, системные диалоги, управление адресом открытой страницы, управление информацией о браузере, управление информацией о параметрах монитора, ограниченное управление историей просмотра страниц, поддержка работы с HTTP cookie.
Объектная модель документа — интерфейс программирования приложений для HTML и XML-документов[]. Согласно DOM, документ (например, веб-страница) может быть представлен в виде дерева объектов, обладающих рядом свойств, которые позволяют производить с ним различные манипуляции: генерация и добавление узлов, получение узлов, изменение узлов, изменение связей между узлами, удаление узлов.
Для добавления JavaScript-кода на страницу, можно использовать теги <script></script>[Спецификация 6], которые рекомендуется, но не обязательно, помещать внутри контейнера <head>. Контейнеров <script> в одном документе может быть сколько угодно. Атрибут «type='text/javascript'» указывать необязательно, данное значение используется по умолчанию[Спецификация 7].
Скрипт, выводящий модальное окно с классической надписью «Hello, World!» внутри браузера: <script type="application/javascript"> alert('Hello, World!'); </script> Расположение внутри тега
Спецификация HTML описывает набор атрибутов, используемых для задания обработчиков событий[Спецификация 8]. Пример использования:
В приведённом примере при нажатии на ссылку функция confirm('Вы уверены?'); вызывает модальное окно с надписью «Вы уверены?», а return false; блокирует переход по ссылке. Разумеется, этот код будет работать только если в браузере есть и включена поддержка JavaScript, иначе переход по ссылке произойдёт без предупреждения.
Использование кода JavaScript в контексте разметки страницы расценивается в рамках ненавязчивого JavaScript как плохая практика. Аналогом (при условии снабжения ссылки идентификатором alertLink)
<a href="delete.php" id="alertLink"> Удалить </a>
приведённого примера может являться, например, следующий фрагмент JavaScript: window.onload = function() { var linkWithAlert = document.getElementById("alertLink"); linkWithAlert.onclick = function() { return confirm('Вы уверены?'); }; };
Есть и третья возможность подключения JavaScript — написать скрипт в отдельном файле, а потом подключить его с помощью конструкции <head> <script type="application/javascript" src="http://Путь_к_файлу_со_скриптом"> </script> </head>
Элемент script, широко используемый для подключения к странице JavaScript, имеет несколько атрибутов. необязательный[Спецификация 7] атрибут type для указания MIME-типа содержимого.
В запросе комментариев RFC-4329, определяющем[] MIME-тип, соответствующий JavaScript, указано: ]
которые также определяются в этом документе, предназначены для практического использования, им следует отдавать предпочтение. Оригинальный текст (англ.) необязательный атрибут src, принимающий в качестве значения адрес к файлу со скриптом. необязательный атрибут charset, используемый вместе с src для указания используемой кодировки внешнего файла. необязательный атрибут defer указывает, что получение скрипта происходит асинхронно, но выполнение следует отложить до тех пор, пока страница не будет загружена целиком. необязательный атрибут async указывает, что получение скрипта происходит асинхронно, а выполнение будет произведено сразу по завершению скачивания. Очерёдность выполнения скриптов не гарантируется.
При этом атрибут language (language="JavaScript"), несмотря на его активное использование (в 2008 году этот атрибут был наиболее часто используемым у тега <script>[]), относится к не рекомендуемым (deprecated), отсутствует в DTD, поэтому считается некорректным
JavaScript используется в клиентской части веб-приложений: клиент-серверных программ, в котором клиентом является браузер, а сервером — веб-сервер, имеющих распределённую между сервером и клиентом логику. Обмен информацией в веб-приложениях происходит по сети. Одним из преимуществ такого подхода является тот факт, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, поэтому веб-приложения являются кроссплатформенными сервисами.
JavaScript используется в AJAX, популярном подходе к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающемся в «фоновом» асинхронном обмене данными браузера с веб-сервером. В результате, при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью и интерфейс веб-приложения становится быстрее, чем это происходит при традиционном подходе (без применения AJAX).
Comet — широкое понятие, описывающее механизм работы веб-приложений, использующих постоянные HTTP-соединения, что позволяет веб-серверу отправлять данные браузеру без дополнительного запроса со стороны браузера. Для таких приложений используются технологии, непосредственно поддерживаемые браузерами. В частности, в них широко используется JavaScript.
JavaScript широко используется в браузерных операционных системах. Так, например, исходный код IndraDesktop WebOS на 75 % состоит из JavaScript], код браузерной операционной системы IntOS — на 70 %[]. Доля JavaScript в исходном коде eyeOS — 5 %], однако и в рамках этой операционной системы JavaScript играет важную роль, участвуя в визуализации на клиенте и являясь необходимым механизмом для коммуницирования клиента и сервера[].
JavaScript используется для создания небольших программ, размещаемых в закладки браузера. При этом используются URL-адреса со спецификатором javascript:
Пользовательские скрипты в браузере — это программы, написанные на JavaScript, выполняемые в браузере пользователя при загрузке страницы. Они позволяют автоматически заполнять формы, переформатировать страницы, скрывать нежелательное содержимое и встраивать желательное для отображения содержимое, изменять поведение клиентской части веб-приложений, добавлять элементы управления на страницу и т. д.
Для управления пользовательскими скриптами в Mozilla Firefox используется расширение Greasemonkey; Opera[] и Google Chrome[] предоставляют средства поддержки пользовательских скриптов и возможности для выполнения ряда скриптов Greasemonkey.
Приложения, написанные на JavaScript, могут исполняться на серверах, использующих Java 6 и более поздних версий[]. Это обстоятельство используется для построения серверных приложений, позволяющих обрабатывать JavaScript на стороне сервера.
Помимо Java 6, существует ряд платформ, использующих существующие движки (интерпретаторы) JavaScript для исполнения серверных приложений. (Как правило, речь идёт о повторном использовании движков, ранее созданных для исполнения кода JavaScript в браузерах WWW.)